Властелин душ
Что делает звезда рок-н-ролла на страницах журнала INC? Как стать предпринимателем. Курс для начинающих от Джона Бон Джови.
Автор: Адам Хэнфт (Adam Hanft)
Рок-легенды обычно славятся тем, что легко спускают свои деньги на кокаин или, с подачи хитроумных дельцов, вкладывают свои сбережения в бездарные нефтяные проекты. При этом, большинство из них - мальчики или девочки с обложек для Сьюзи Орман (Suze Orman). Но все вышесказанное не имеет никакого отношения к Джону Бон Джови, чье последнее предприятие ярко выделяет его деловое чутье, которое всегда было присуще ему, еще с момента выхода дебютного альбома группы Bon Jovi в 1984 году. Прошлой осенью Джон стал совладельцем футбольной команды Philadelphia Soul ("Душа Филадельфии" - прим. пер.), выступающей в Arena Football League (АФЛ). Он погрузился с головой в это предприятие, не просто как равнодушный хозяин клуба, а как страстный футбольный фанат и большой специалист в области маркетинга. Последние 18 лет АФЛ боролась исключительно за выживание, находясь в тени куда более мощной структуры как НФЛ (Национальная футбольная лига). Однако, благодаря ярким лидерским качествам одного из функционеров АФЛ, Дэвида Бейкера, дело сдвинулось с мертвой точки. Лига заключила контракт с телевизионной компанией NBC, появилась целая группа амбициозных владельцев клубов, которые не привыкли быть на вторых ролях. Бон Джови и его партнер, местный бизнесмен, Крэйг Спенсер, собрали команду с нуля и за несколько месяцев построили организационную структуру клуба. Клуб не является для них ни хобби, ни просто дорогой игрушкой. Бон Джови отнесся к этому делу на полном серьезе. Мне довелось присутствовать на собрании руководства клуба. Бон Джови докапывался до мельчайших деталей и донимал персонал различными вопросами. Он дал команде имя, придумал для нее талисман и посвятил этому предприятию массу своего личного времени. Сегодня Philadelphia Soul лидирует в АФЛ по продажам билетов на матчи, прав на рекламу и доходу от реализованных сувениров. Бон Джови лично поработал над тем, чтобы продать права на рекламу таким могучим компаниям как Samsung. Не забывает он и о медиа поддержке. Игроки команды являются частыми гостями на местных радиостанциях.
Пожалуй, кто больше всего привлекает внимание в этой истории, так это сам Джон. Не буду вдаваться в подробности его биографии, она известна многим: парень из Нью-Джерси, который никогда не теряет связь со своими "корнями", который уже 15 лет состоит в браке со своей школьной возлюбленной и имеет 4-х детей. Но заметно бросается в глаза его всестороннее развитие, великолепное деловое чутье и гениальные лидерские качества.
Творческие люди обычно терпят неудачу в бизнесе. Они считают себя единственными источниками идей. Они никого не слушают. Они не чувствуют никаких обязательств по отношению к другим людям и убеждены, что их волшебный талант должен являться предметом поклонения. Бон Джови преуспевает в обоих мирах: в музыке и бизнесе. Я беседовал с ним в его офисе, в Нью-Йорке. Обстановка была очень скромной, никакого шикарного антуража. Когда я закончил интервью, я был убежден - он гениальный предприниматель.
Почему ты назвал команду "Soul" ("Душа" - прим. пер.)?
Для того, чтобы преуспеть в любом бизнесе, необходимо избавиться от всяких причуд и примодненных штучек. Я хотел такое имя, которое было бы классическим и не зависело от времени. Возьмем команду Toronto Raptors, названную в честь одного из видов динозавров. Они были популярны, когда демонстрировался фильм "Парк Юрского периода". А что сейчас? Зато душа есть у каждого.
Как идут дела у команды?
На футбольном поле не так хорошо, как я рассчитывал. Слишком много досадных поражений. А вне поля, все просто великолепно. Все промежуточные финансовые показатели говорят о том, что мы покроем все наши расходы уже в течение первого года, что просто невероятно.
Чем является все это для тебя. Бизнесом или средством для получения удовольствия?
И тем и другим. Кроме своей страсти к игре, я вижу отличную возможность развить этот бизнес. У Лиги нет контракта на пошив формы для игроков, не поставлено производство сувениров. Я вижу, как мы можем сделать это в Европе, в Японии. Подобный опыт уже был у меня с моей группой. Хотя, это не только хороший бизнес. Не сочтите меня сумасшедшим, но для успешной организации этого дела, лично я считал необходимыми наличие следующих качеств: тяжелый труд, преданность общему делу и выполнение обязательств друг перед другом. Когда я брал на работу нашего тренера, Майка Тригга, я сказал ему, что мы придерживаемся правила "не навреди". Я хочу, чтобы наши ребята приносили пользу обществу.
Расскажи мне от том известном случае, когда ваши игроки опоздали на самолет, и как этот эпизод повлиял на тебя, как на владельца клуба?
Это было после игры второго тура. Я остался переночевать, поскольку со мной была моя семья. Выхожу я утром на улицу и вижу двоих наших: капитана и защитника, сидящих прямо на тротуаре. Они опоздали на самолет. Так расстроились проигрышу, что пропадали где-то всю ночь и , в конце концов, проспали. У меня был выбор: оставить их и дальше сидеть на тротуаре или взять с собой на самолет. Я ничего не знал об этих ребятах, хотя они хорошо смотрелись в тренировочном лагере. И я принял решение, которое шло вразрез с моими принципами. Я позвал их лететь со мной. Фактически, для них это было незаслуженное вознаграждение. Но зато, мы пару часов проговорили с ними о том, что такое АФЛ, они рассказали свои истории, я узнал, что происходит в их жизнях.
Итак, они очутились на самолете Бон Джови с целью допроса с пристрастием. И что ты узнал от них?
Я, к примеру, не знал, что наши игроки прибывают в аэропорт на собственных машинах. А что произойдет, если у кого-то спустится колесо? Я не знал, что у них нет клубных спортивных сумок, для того чтобы все 24 парня, приехавшие в аэропорт, выглядели как профессиональная команда, а не банда. Я не знал, что они принимают пищу где придется. И я сказал себе, что, начиная с завтрашнего дня, все будет по-другому, и неважно, сколько денег это будет стоить, но у нас будет клубный автобус, за день до игры и сразу после нее, они будут кушать то, что готовят клубные повара. Наконец, "комендантский час" после матча, чтобы все отправлялись домой спать.
Вы советовались с другими владельцами клубов?
Я же не просто придумал все это. Я позвонил Билла Беличику (тренер команды New England Patriots). Я позвонил всем, кого я знал в НФЛ и попросил дать мне вводную. И команда благодарна мне, потому что теперь они заходят в здание аэропорта в пиджаках, при галстуке, с клубными спортивными сумками. И они гордятся этим.
Несмотря на то, что ты являешься суперзвездой, ты, как видно, достаточно близок к реальному миру. Это один из твоих управленческих секретов?
Очень легко быть Джорджем Бушем старшим, зайти в магазин и удивиться наличию в нем сканеров. Очень легко привыкнуть к жизни, оторванной от реальности. Многие люди, в политике, в бизнесе, в шоу-бизнесе, забывают, что происходит за пределами их дома, на улице.
Как тебе удается состыковывать необходимость в контроле с необходимостью разделения властных полномочий?
Я считаю очень важным, приходить в офисы Soul, знакомиться там с персоналом, говорить с ними. Одна девушка, которая работает у нас диспетчером на телефоне, как-то помогла придумать рекламу на радио. Я отправил ей электронное письмо с благодарностью. Я высоко оценил ее вклад в общее дело, хотя, это была, как бы, и не ее работа. Но я сказал ей: "Ты знаешь, ты только стажер, но я вижу твою инициативу и хочу, чтобы о твоем успехе узнали все остальные работники клуба и поблагодарили тебя".
Как ты начинал собственный бизнес?
Мои предприятия не такие уж богатые. Например, здесь (показывает на свои офисы в Манхэттене) у меня работает только два человека. Я сам управляю своими делами уже 12 лет. Сначала я расстался со своим тогдашним менеджером. Были мысли, либо найти новый менеджмент и снова работать по-старому, либо создать свой собственный. Я пошел вторым путем.
Это было, как начало собственного в бизнеса с самим собой в качестве клиента?
Контракт на запись альбома был заключен. CAA заказали концертный тур. Мне оставалось лишь собрать весь креатив и продолжить свои отношения со звукозаписывающей компанией. Я работаю с одной и той же компанией уже на протяжении 20 лет.
Иногда я вижу, что суперзвездам и людям, страстно увлеченным своим бизнесом, требуется сделать шаг назад, чтобы обрести второе дыхание. Ты ведь тоже так сделал со своей группой, не так ли?
В период с 84-го по 90-й, мы записали 4 альбома, два из которых, Slippery When Wet и New Jersey, считаются одними из самых успешных альбомов в истории рок-музыки. Но мы переработались. Когда запускают в ход такие машины, мало кто думает, что они могут взорваться из-за перегрева механизмов. Никто из управления не думает о тех ребятах, которых они раскручивают. На самом деле, они ведь всего лишь обычные парни из гаражных групп. Спросите у Guns N 'Roses.
И каким же было твое решение?
Я уговорил ребят из группы заняться творческими поисками. После чего собраться снова вместе, так чтобы каждый принес с собой что-то новое для записи нового альбома. Я хотел расти как индивидуальность. Спустя два года, в 1992-м, мы снова собрались, и у нас появилось в пять раз больше новой информации. Все это мы использовали для записи нового альбома, под названием Keep The Faith, тем самым, обретя заново свой стиль. В то же время, наши "соратники по цеху" оказались выброшенными на обочину новыми веяниями в рок-музыке.
Твой агент, Роб Лайт, сказал мне, что ты единственный музыкант из своего поколения, которому удалось "выплыть" в водовороте тех событий, когда гранж изменил рок до неузнаваемости.
Да. И это когда всевозможные менеджеры твердили о том, что все кончено для этого музыкального стиля, все кончено для этой группы. А я сказал себе, что это не конец - это только начало чего-то нового. В этом и заключалась вся прелесть. Я попросил ребят из группы довериться мне, и добавил, что если они поверят в мое видение нашей дальнейшей музыкальной деятельности, мы сможем добиться еще большего успеха.
Вы также дали много концертов в Европе. Тогда "It's My Life" вернула вас на музыкальный рынок. Очень мудро получилось, как в плане бизнес стратегии, так и в плане эстетики.
У нас не всегда все шло как по маслу. Когда радиостанции не особо жаловали нас, мы решили оглядеться вокруг и поискать счастье в других местах. Мы поехали в Европу, Азию - места, где никто не ожидал нас увидеть.
Я разговаривал о тебе со многими людьми. И все они говорят, что ты всегда остаешься самим собой. Роль личности важна в любом бизнесе. Клиенты знают, когда ты их обманываешь.
Я не пытаюсь строить из себя восемнадцатилетнего мальчика. Но я и не тусуюсь с Бобом Диланом (Bob Dylan), Томом Петти (Tom Petty) и Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), пытаясь показать, какой я уже возрастной парень. Я - это я. Каждый раз, когда я записываю новую песню, я знаю, что, возможно, мне придется спеть ее и через двадцать лет, и я предпочитаю радоваться ей сейчас, радоваться тому, что я спою ее в любое время, а не записывать ее лишь потому, что она станет большим хитом.
Существует легенда, что однажды вы принесли записи некоторых песен в пиццерию, чтобы узнать мнения на их счет у группы ее постоянных посетителей?
Мы делали демо-записи для нашего третьего альбома. Мы работали в небольшой студии моего родного города, Сэйервилла. Как-то, меня послали за пиццей в ближайшую пиццерию. Там сидела группа ребят, которые сказали мне, что знают нашу группу, знают о том, что мы уже записали два альбома, ну и так далее. Тогда мы пригласили их в студию и дали послушать версии некоторых песен. Потом попросили их высказать свое мнение. Оно было учтено при формировании решения о том, какие песни включать в альбом.
Ты вертишься в творческом бизнесе. Не подумываешь ли о переменах?
Мое новая поговорка - я люблю прогресс, но ненавижу перемены. Вот, поэтому у меня одна и та же жена, одна и та же группа, я работаю с одними и теми же ребятами, и у меня все одно и то же, что и всегда. Я не тусуюсь с голливудскими звездами. Нет желания. Нет на это времени.
Жизненный путь какого человека, ты хотел бы взять за образец?
Фрэнка Синатры (Frank Sinatra). Я бы хотел быть хотя бы наполовину таким как он. Он снялся в 60 фильмах, гастролировал с концертами до 80-летнего возраста, помогал избирательной кампании одного из президентов. Его жизнь - это эталон для меня.
Тебя постигли разочарования в Голливуде. Это как-то на тебя повлияло?
Да, мне редко удавалось получить роли, на которые я претендовал. Но неудачи необходимы. Хотя бы, потому что они закаляют твою индивидуальность. Успехи и неудачи - это часть моей карьеры, они помогают мне учиться и узнавать о себе, что я из себя представляю и чего хочу добиться. Вот такая часть головоломки "кто я такой".